Социальная служба
Главная


Цели и задачи социального педагога
Направления деятельности социального педагога
Этический кодекс социального педагога
Информация о работе с родителями
Методическая копилка соцпедагога
Школа – территория здоровья.
Самое драгоценное, что есть у человека, - это здоровье.
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». Забота о здоровье – это важнейший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Хорошее самочувствие ребенка – важное условие успешного усвоения им школьной программы. К тому же современное образование предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Но при этом образовательное учреждение обязано создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педагогического воздействия. Вот почему в нашем лицее уделяется большое внимание вопросам сохранения здоровья обучающихся. Свою задачу мы видим в том, чтобы ученики сами включились в заботу о собственном здоровье, научились сознательно контролировать свое двигательное поведение, а также приобщились к ценностям здорового образа жизни. Понятие Здоровый образ жизни очень многогранное и включает в себя множество элементов. Среди них:
- полноценное питание;
- свежий воздух;
- соблюдение гигиенических норм и правил;
- двигательная активность;
- рациональный режим дня;
- психологический микроклимат;
- отказ от вредных привычек (курения, алкоголя, ПАВ)
Для создания здоровьесберегающей среды требуется ряд условий. А именно совокупность педагогических, социально – психологических, психолого – физиологических, санитарно – гигиенических условий.
Педагогические условия здоровьясбережения:
Организация учебного процесса;
Оптимальный уровень учебной нагрузки;
Эффективные педагогические методики обучения и воспитания, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;
Качество дидактических материалов;
Организация физического воспитания, спецкурсы.
Санитарно – гигиенические средства: Соблюдение чистоты и порядка на рабочих местах ученика и учителя;
Наличие дежурных;
Влажная уборка (1 раз в день);
Соблюдение питьевого, светового, температурного режима, проветривание;
Своевременная уборка мусора;
Генеральная уборка (1 раз в неделю);
Расстановка учебной мебели в соответствии с нормами СанПина
Психологические условия здорвьесберегающей среды лицея:
Развития межличностных и внутригрупповых отношений на всех уровнях;
Поддержание и укрепление психологического здоровья учащихся;
Сопровождение каждого ученика в перспективе его саморазвития;
Оказание информационной и методической поддержки педагогам, связанной с внедрением здоровьесберегающих технологий обучения.
Психо – физиологические условия:
Организация двигательной активности в течении учебного дня;
Организация сбалансированного рационального горячего питания;
Организация профилактической, оздоровительной работы.
В полноценную работу по профилактике ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ включены все – и учителя предметники, и классные руководители, и социальный педагог, и психолог, и конечно же администрация лицея, поэтому я буду рассказывать не только о своей работе, а о работе лицея в этом направлении в целом.
Для реализации данных условий лицей работает в следующих направлениях:
- программа «Здоровье»
- программа «Разговор о здоровье и правильном питании»
- программа «Все цвета, кроме черного»
- Программа «Здоровье» составлена на основе программы «Здоровье» под редакцией В.Н. Касаткина, Л.А. Щеплягиной.
- ЦЕЛЬ: содействовать сохранению здоровья каждого школьника, сформировать у обучающихся представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Данная программа не требует специальных дополнительных часов, а поэлементно проходит в различных областях знаний, базируясь на предметах естественно – научного цикла, а так же используется на классных часах, в тренингах психолога и мероприятиях соцпедагога.
Программа «Разговор о здоровье и правильном питании» составлена на основе программы «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г. Макеевой.
Ц е л ь программы — формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Программа включает в себя три содержательных части:
- Часть 1 «Разговор о правильном питании», рассчитана на учащихся 1-2 классов.
- Часть 2 «Две недели в лагере здоровья», рассчитана на учащихся 3-4 классов.
- Часть 3 «Формула правильного питания», рассчитана на учащихся 5-6 классов.
«Разговор о правильном питании» направлено на достижение следующих результатов:
- Развития представления подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
- Расширения знаний подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила.
- Развития навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
- Развития представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
- Развития представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа.
- Пробуждения у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширения знаний об истории и традициях своего народа, формирования чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
- Развития творческих способностей, кругозора подростков, их интереса к познавательной деятельности.
- Просвещения родителей в вопросах организации правильного питания детей подросткового возраста.
Данная программа реализуется на часах общения, классных часах, встречах со специалистами центра медпрофилактики, мероприятиях, родительских собраниях.
В рамках данной программы проходят такие занятия, как:
Название темы |
Содержание |
ТЕМА 1 Если хочешь быть здоров |
познакомить учащихся с героями программы, выяснить круг представлений ребенка о здоровом образе жизни. |
ТЕМА 2 Самые полезные продукты |
дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и почему есть их необходимо регулярно; научить детей выбирать самые полезные продукты. |
ТЕМА 4 Кто жить умеет по часам |
сформировать у школьников представление о значении режима дня и важности его соблюдения. |
ТЕМА 5 Вместе весело гулять |
дать представление о необходимости и важности ежедневных прогулок на свежем воздухе. |
Тема 10 ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ |
формирование представления о важности систематических занятий физическими упражнениями и спортом, об их положительном влиянии на развитие и здоровье. |
ТЕМА 13 Что помогает быть сильным и ловким |
сформировать представление о связи рациона питания и занятий спортом, о высококалорийных продуктах питания. |
ТЕМА 15 Праздник здоровья |
закрепить полученные знания о рациональном питании и здоровом образе жизни. |
«ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ НАША ПИЩА» |
□ дать детям представление об основных группах питательных веществ — белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; □ дать детям представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах; □ формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья; □ формирование умения самостоятельно работать с информационными источниками (газетами, книгами, журналами). |
КАК ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ, ЕСЛИ ЗАНИМАЕШЬСЯ СПОРТОМ |
□ сформировать у детей представление о зависимости рациона питания от физической активности; □ научить оценивать свой рацион питания с учетом собственной физической активности; □ расширить представление детей о роли питания и физической активности для здоровья человека. |
КАК ПРАВИЛЬНО НАКРЫТЬ СТОЛ |
□ расширить представление детей о предметах сервировки стола (столовых приборах и столовой посуде), правилах сервировки стола для ежедневного приема пищи; □ помочь детям осознать важность знаний правил сервировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека. |
КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ |
□ расширить представление детей о предметах сервировки стола (столовых приборах и столовой посуды), правилах сервировки праздничного стола; □ сформировать представление о правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека. |
Здоровье — это здорово |
Значение здорового образа жизни. Культура питания как составляющая культуры здоровья |
Продукты разные нужны, продукты разные важны. |
Разнообразие рациона как одно из условий рационального питания. Регулярность питания как одно из условий рационального питания |
Режим питания |
|
Ты готовишь себе и друзьям |
|
Кухни разных народов |
Традиции и обычаи питания в разных странах
|
Программа «Все цвета, кроме черного»
Цель программы — формирование позитивного мироощущения, выработка у детей навыков эффективной социальной адаптации, позволяющей находить удовольствие от жизни как таковой и в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Для успешного достижения цели, поставлены задачи:
- создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
- формирование познавательных интересов представления о том, как можно сделать свою жизнь увлекательной и интересной, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, не прибегая к ПАВ;
- получение новых знаний, укрепление веры ребенка в свои силы, возможности, его способность преодолеть возникающие трудности;
- формирование способностей эффективно строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
- развитие личностных ресурсов детей за счет расширения кругозора, сферы актуальных интересов и способностей, повышающих их устойчивость к наркогенному соблазну.
- развитие у детей и подростков умения оценивать свои действия и поступки, прогнозировать их возможные результаты, формирование представления о личной ответственности за своё поведение;
- развитие сферы интересов и увлечений у детей и подростков;
- развитие сотрудничества школы и семьи учащихся, формирование единого воспитательного пространства, в котором осуществляется педагогическая профилактика;
- развитие и укрепление внутрисемейных связей учащихся и их родителей.
Основные направления реализации Программы:
2 класс «Учусь понимать себя»
3 класс «Учусь понимать других»
4 класс «Учусь общаться»
5 класс «Учусь владеть собой»
6 класс «Учусь сотрудничать с людьми»
7-8 класс «Помогая другим, помогаю себе»
9 класс «Разумный выбор, правильное решение»
10-11 класс «Находим ответы на трудные вопросы»
Данные занятия включают в себя следующие тематические модули:
- Правила общения.
- Режим дня и я.
- Личная гигиена.
- Как следует питаться.
- Мой организм.
- Мое настроение и поведение.
- Вредные привычки.
- ЗОЖ.
- Правила безопасности.
Ожидаемые результаты:
В результате работы в данном направлении
-полученные знания позволяют детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
-они могут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;
- учатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегать конфликтов с окружающими;
-получают знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, учатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
В рамках этих программ в лицее проводятся месячники:
- Месячник безопасности
- Месячник профилактики вредных привычек
- Месячник профилактики здорового образа жизни
- Месячник профилактики алкоголизма, токсикомании, наркомании и табакокурения
проводятся тематические дни:
- Всемирный день психолога и охраны психологического здоровья
- Международный день отказа от курения
- Всемирный день борьбы со СПИДом
- Всемирный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом
- Всемирный день здоровья
Акции:
- Здоровые дети – будущее России
- Стоп ВИЧ/СПИД
- Дороже жизни – только жизнь!
- Спорт – альтернатива пагубным привычкам
В рамках этих месячников, акций и тематических дней в течение года:
Проводится показ видеофильмов, видеороликов, мультфильмов из серии программы «Здоровая Россия – общее дело» (общероссийской общественной организации «Общее дело»):
- История одного обмана;
- Наркотики. Секреты манипуляции.
- Секреты манипуляции – табак
- Секреты манипуляции – алкоголь.
Встречи с приглашением специалистов с Областного центра медицинской профилактики, Наркологического диспансера «Береги здоровье», «Азбука здоровья», «Закаливание организма», «О соблюдении режима дня», «Рациональное питание», «Здоровый образ жизни», «Компьютер и подросток», «Вредные привычки», «Умей сказать НЕТ», «Знать, чтобы жить», «Профилактика алкоголизма, токсикомании, наркомании и табакокурения среди детей и подростков», «Алкоголь и его разрушительная сила», «Вред от сигарет», «Энергетические напитки», «Как преодолеть экзаменационный стресс»,«Профилактика клещевого энцефалита», «Профилактика геморрагической лихорадки»
В рамках профилактики безопасного поведения, проводятся встречи с представителями правоохранительных органов, инспекторами дорожного движения
- «Безопасное поведение детей на улицах и дорогах», «Безопасность дорожного движения в осенне – зимний период» (встреча с инспектором ДПС).
- «Подросток и закон» (профбеседа с инспектором ПДН об ответственности детей и их родителей за распитие спиртных напитков, курение, употребление наркотиков, нарушение правопорядка).
Конкурсы рисунков, проектов, буклетов, поделок:
- по ПДД
- Опасная болезнь 21 века
- Мое право на здоровье
- Я выбираю жизнь
- Мир глазами детей
- Право на жизнь
- Туберкулез – опасная болезнь
- вредные зависимости 21 века
- учимся жить в дружбе и согласии
Распространение печатных информационных материалов среди учащихся и родителей:
- о безопасности детей и подростков
- по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма.
- «Здоровье – это здорово», «Победим диабет»
- об иммунизации
- «Туберкулез и его профилактика»
Спортивные мероприятия:
- «Веселый мяч»,
- «В здоровом теле- здоровый дух»,
- «Мы за здоровье»,
- «Мы сильные смелые, ловкие»
- соревнования по футболу
- соревнования по баскетболу
- соревнования по волейболу
Психологические тренинги:
- по пропаганде здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, табакокурения и пр.
- «Умей сказать НЕТ!»
- коммуникативные тренинги
- по снятию конфликтности и агрессивности
- «Выслушивать до конца»
- знакомство учащихся с комплексом упражнений по сдерживанию эмоций
Родительские собрания:
- Как уберечь детей от травм
- дороже жизни только жизнь
- Наркотики, табак, алкоголь: главные враги здоровья
- Дорожно – транспортные происшествия
- негативное влияние социальных сетей и Интернет
- Что надо знать о туберкулезе
- Безопасность и необходимость иммунизации населения
- эти опасные клещи
- профилактика ОРВИ и ГРИППА, Ковид
- профилактика педикулеза
Экипаж здоровья и спорта отвечает за подготовку и проведение спортивных соревнований, участие в общегородскфих спортивных мероприятиях, сбор информации о спортивных достижениях обучающихся лицея, решает вопросы, связанные с формированием у обучающихся потребностей вести зож. – проведение утренних зарядок, во время больших перемен делают спортивные упражнения в рекреациях, ежемесячно дни здоровья
Имеется кружок туризма. Юнармия, отряды ЮИД, Юный Спасатель.